ПОИСК

2000г. Хельсинки

Главный директор Калеви Кивисте
Министерство Просвещения Финляндии
Вступительное слово

Приветствие


Изменения культурной среды

Процесс деятельности культурного форума отвечает запросам сегодняшнего дня. Общественная и культурная жизнь Финляндии и Российской Федерации за последнее десятилетие пережила большие изменения.

Финляндия в 1995 году вступила в Европейский Союз, и этот шаг повлиял на условия развития культуры. Вступление в Европейский Союз выявило в Финляндии двойные процессы. С одной стороны, мы больше стали подчеркивать свойственные нам культурные качества и больше прежнего уважать свою культуру. Одним из важнейших принципов деятельности Европейского Союза является, как раз, укрепление многогранности культур и культурного диверситета. С другой стороны, мы научились создавать эффективные сетевые связи сотрудничества и сотрудничать. Общение с другими культурами стран Европейского Союза возросло. На сотрудничество нас поощряет еще и программа Культура 2000, с помощью которой финансируются совместные культурные проекты стран Европейского Союза.

Большие общественные перемены в России, произошедшие в начале прошлого десятилетия, радикально изменили отношение к культуре, а также и условия ее проявления. Вероятно Первый заместитель министра Наталия Леонидовна Дементьева лучше может оценить те перемены, которые произошли в культуре России.

Общим в развитии культур различных областей Финляндии и Северо-запада России было то, что культуры вошли в сферу рынка. Рыночные условия все в большей и в большей мере диктуют условия деятельности культурных учреждений, культурных организаций и отдельных творческих деятелей.

У нас в Финляндии это означает то, что финансы секторов, другими словами, государственные и муниципальные деньги (эти финансы значительны, даже если их оценивать и в рамках международного уровня) не могут больше в достаточной мере поддерживать искусство. Деятели искусства все в большей и большей мере вынуждены искать финансовую поддержку на свободном рынке, у спонсоров и у рыночных партнеров по сотрудничеству. В этом мы следуем развитию других стран Европы.

Частично по этой причине творческие деятели и учреждения искусства и культуры вынуждены все в большей и большей мере действовать в роли клиента. Сейчас они вынуждены с точностью продумывать, для кого выполняется художественное произведение или выступление, и будет ли оно востребовано. Выполнение художественных произведений и выступлений на языке рынка звучит как производственный процесс, где из творческой идеи делается продукт (например, аудиопластинка, или книга, или театральное представление), который далее упаковывается, выносится на рынок и продается покупателю.

Является ли этот процесс, который называют маркетизирование культуры, полезным для искусства и развития культуры, мы увидим со временем.

Другой стороной в развитии является культуризация рынка. Этим имеется в виду то, что спрос на культурные продукты вырос. Подумаем хотя бы только о том, что интернет, аудиозаписи, фильмы, телевизор, культурный туризм предлагают потребителю. Рост службы электросвязи ведет за собой также и рост запроса на культурный продукт, распространяемый электронным путем.

Родилась совсем новая отрасль производства: промышленность впечатлений. В изготовлении продукта этой промышленности используют содержание искусства и культуры: сказки, историю, произведения искусства, исторические здания, окружающую природу, певцов, артистов театра и цирка, художников светового и звукового эффекта и т.д. Культуризация рынка видна и в туризме, который является одним из отраслей производства промышленности впечатлений. Особенно культурный туризм и экологический туризм на природу являются сильно растущими отраслями бизнеса. - Для того, чтобы рынок был бы живым, действенным и постоянно увеличивался, для него необходима культура.

Привожу несколько факторов, вызвавших изменения культурной окружающей среды: в общественных и государственных структурах в 90-годах нашего века произошли большие изменения, а также изменения произошли и в развитии экономики.

Ответ относительно этих изменений - это процесс деятельности Форума. Мы финны и русские, участники Первого Российско-Финляндиского культурного форума, мы хотим с помощью деятельности Форума доказать, что культура во всех своих разных видах проявления является важным фактором, влияющим на общественное развитие. Мы хотим повысить ее весомость и влиятельность в международном сотрудничестве. Искусство и культура - это мерило стадии развития человечества. Они, в сущности, имеют ценность, как таковую, сами по себе. К тому же искусство и культура - это сила, которая влияет на рост развития рынка и общества. К тому же для того, чтобы подчеркнуть значимость культуры и искусства, как таковую, для своих граждан и для тех, кто принимает решения, а также для оценки рыночной ценности культуры и искусства внутри культурного сектора и вне его, нам необходимо сотрудничество. Инструмент сотрудничества - это деятельность культурного форума.

Добавочная ценность в сотрудничестве культурных учреждений, правлений и организаций - это конечно двухстороннее обогащение, возрастающее от встречи двух разных культурных кругов и их деятелей, взаимодействие культур. Оно улучшает понимание между людьми и учреждениями. В результате этого понимания появляются общие проекты, которые опять создают новую культуру.

Организация процесса деятельности Культурного форума .

Рабочие группы, подготавливающие работу Форума

Что такое деятельность форума? К чему она стремится и что в этой деятельности нового? Какие возможности она предлагает для сотрудничества при соприкосновении двух разных культур Финляндии и России?

Деятельность Культурного форума зародилась при встрече в Москве Министра культуры Финляндии Клаес Андерсона и Министра культуры Российской Федерации Наталии Леонидовны Дементьевой в конце 1997 года. Идея Наталии Леонидовны разрабатывалась общими усилиями и была преображена в форму "продукта" Культурного форума.

Над Форумом работают финская и русская рабочие группы. Финскую рабочую группу возглавляет заместитель министра Вилхо Хирви. Членами рабочей группы являются все пять губернаторов нашей страны, а также и директора центральных учреждений искусства. Главой российской рабочей группы является Первый заместитель министра культуры Наталия Леонидовна Дементьева. Эта рабочая группа состоит из комитета, координирующего культурные вопросы Ассоциации «Северо-Запад». Членами этой группы являются 12 представителей субъектов федерации.

Задачи деятельности рабочих групп Форума

Первая задача: Определение масштаба всей деятельности

Вторая задача: Дальнейшее сотрудничество между Управлением культуры Финляндии и Управлениями культуры Российской Федерации и Северо-Запада России.

Представление деловых партнеров.

Третья задача рабочих групп Форума - это способствовать сотрудничеству между партнерами культурными деятелями Финляндии и Северо-Запада России.

Под партнерским сотрудничеством имеются в виду проекты, которые финский и русский партнеры совместно проектируют и осуществляют. Задача рабочих групп Форума – это помочь заинтересованным в сотрудничестве культурным учреждениям, организациям и фирмам найти друг друга. Это происходит следующим образом.

Губернаторы Финляндии ранней весной 2000 года собрали культурных деятелей своих губерний. На этой встрече они рассказали о деятельности Форума и попросили тех, кто был заинтересован в сотрудничестве с деловыми партнерами Северо-Запада России, объявить об этом. Финская рабочая группа провела собрание 3.5.2000 года, и губернаторы представили 67 кандидатов-партнеров от своих территорий. Большая заинтересованность, проявленная уже в начальной стадии работы, была радостной неожиданностью.

После этого данные о финском партнере были переданы русскому координатору Юрию Александровичу Шубину - Председателю комитета Ассоциации, координирующего вопросы культуры Северо-Запада России. Русская рабочая группа собралась 12.10.2000 и, со своей стороны, выбрала соответствующих деловых партнеров Северо-Запада России для финских кандидатов-партнеров. Всего было выдвинуто 39 партнеров.

На наш Первый Российско-Финляндский культурный форум собрались финская и русская рабочие группы, а также финские и русские партнеры. Когда Второй форум будет собираться в Северо-западном регионе России в следующем году, то выбор партнеров будет происходить наоборот. Русская рабочая группа представить финской рабочей группе русских партнеров. Русская рабочая группа будет искать интересные проектные идеи по всему Северо-западному региону, а также она будет искать надежных, заинтересованных в сотрудничестве с финской стороной, партнеров. Из них русская рабочая группа выберет тех кандидатов партнеров, которые будут представлены финской рабочей группе.

Финская рабочая группа, со своей стороны, будет искать русским кандидатам финских партнеров. И, таким образом, деятельность будет продолжаться.

Роль финской и русской рабочей группы – помочь тем, кто хочет сотрудничать, найти друг друга. Мы соседи, но на практике мы мало знаем о наших культурах. С гордостью я могу сказать, что Культурное управление Финляндии и финская культура получили очень высокую оценку, в том числе, и в научном исследовании о культурах стран, сделанным Европейским Советом. У нас есть многое что мы можем дать. Об истории культуры Северо-Запада России и о ее сокровищах, как и о сегодняшнем дне, мы, конечно, имеем понятие в такой мере, что дает нам право ожидать от наших деловых партнеров многого. Северо-западный регион России, ее особая культура, ее многомиллионное население являются бесконечно многосторонне богатым объектом сотрудничества.

События Культурного форума

Четвертая общая задача рабочих групп Культурного форума – это организовать сами события Культурного форума. И наш нынешний Культурный форум в Хельсинки является первым таким событием. Следующее событие Культурного форума будет организовано в Северо-Западной России. Третий форум будет в Финляндии и уже существует договоренность, что четвертый форум будет проводиться в Санкт-Петербурге в год празднования трехсотлетия города Санкт-Петербурга. О месте проведения следующего форума и форума в Санкт-Петербурге мы услышим в эти ближайшие дни.

Центральные совместные программы

Перемены, произошедшие в культурной сфере, вызвали также необходимость в новом виде деятельности культурного сектора. Мы в Финляндии участвовали в программах Европейского Союза в течении одного периода и ознакомились на практике с деятельностью проведения программ. У Европейского Союза есть некоторые формы деятельности и программы, которые касаются только стран Союза. Кроме того, существуют еще формы деятельности и программы, которые относятся к странам, запросившим членство, и к странам, не входящим в EC. Российская Федерация относится к последней группе стран.

1.12.1997 года вошел в силу документ отношений Европейского Союза и Российской Федерации (ПCA) договор о партнерстве и сотрудничестве. В ее статье 85 непосредственно рассматривается вопрос о культурном сотрудничестве, а также многие другие статьи договора касаются культуры. Для осуществления этого договора существует два разных пути. Первый путь для осуществления – это стратегия относительно России Европейского Союза, которая была принята в прошлом году в период, когда страной председателем Европейского Союза была Германия (в Европейском Союзе ведь страна -председатель меняется каждые пол года) и программа действий, которая была подготовлена и принята в конце прошлого года во время, когда страной-председателем была Финляндия. Второй путь – это программа Тасис, которая финансирует осуществление стратегии и договора ПСА.

Программа Тасис относительно России способствует укреплению сотрудничества между правлениями, а также она способствует развитию гражданской общественности и демократии, предпринимательства и решений социальных проблем в период перемен. Особенно интересным в программе Тасис является, конечно, приграничное сотрудничество (программа cross border). Eе программа малых проектов (Small Project Facilities) предлагает культуре возможности сотрудничества.

К тому же программа Демократия способствует развитию деятельности гражданского общества. В сфере образования уже стала знакомой программа Тасис-Темпус. После вступления в силу новой российской стратегии стали особенно подчеркивать твиннинг-деятельность программы породненные города, другими словами сотрудничество между деловыми партнерами из России и Европейского Союза.

Ни в одной из этих программ не сказано, что они предназначены для финансирования искусства и культуры. Программы составлены не по направлениям, ими финансирует деятельность, которая, в том числе, способствует развитию управления и сотрудничества через границы, развитию общественности и демократического общества, сближению и взаимной заинтересованности (предотвращению самоизоляции) и т.д. Деятелям культурного направления необходимо показать, каким образом их проекты способствуют этим общим целям.

Финляндия – одна из стран Европейского Союза, которая осуществляет эти программы, и мы осознаем ценности этих программ. Россия, со своей стороны, их одобрила. Она участвует в деятельности общего совета договора о партнерстве и сотрудничестве (ПСА) стран Европейского Союза и России, его подкомитетов и рабочих групп, а также постоянно принимает участие в осуществлении программы Тасис. Вдобавок к этому, Россия обнародовала свою стратегию относительно Европейского Союза в декабре прошлого года во время проведения в г. Хельсинки совещания в верхах.

У Финляндии, кроме этого, есть и своя двухсторонняя стратегия. Эта стратегия приграничного сотрудничества, обрела новое дыхание прошлым летом. В приграничное сотрудничество входят страны Балтии и территории Ленинградской области, Карельской Республики, Мурманской области, граничащие с Финляндией, а также Санкт-Петербург и Калининградская область Российской Федерации. Программа приграничного сотрудничества финансирует совместные проекты, которые могут быть или сотрудничество секторов межу управлениями, или совместные проекты между разными сторонами. Согласно новой стратегии совместные проекты должны быть рассчитаны не менее чем на сумму 100 000 евро, другими словами проекты должны стоить немного меньше чем 100 000 долларов в год. Проекты сотрудничества секторов могут быть рассчитаны на меньшую сумму.

Стратегия приграничного сотрудничества Финляндии соблюдает те же общие принципы, как и программы Европейского Союза, но по своей природе она двухсторонняя, касающаяся Финляндии и выше упомянутых территорий субъектов Федерации. А программы Европейского Союза обычно предусматривают участие нескольких стран Европейского Союза в проектах России. Программа приграничного сотрудничества Финляндии выполняет новую важную программу, которая называется Программа северного измерения. Программа северного измерения включает в деятельность Европейского Союза территорию Балтийского моря и арктической территории не только в кругу Союза, но и за его пределами. Центральным государством программы Северного измерения и является Российская Федерация. - Также руководство Российской Федерации поддержала Программу действия северного измерения.

Финляндия издавна входит в Семью Северных Стран Европы. Северными Странами является Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания и Исландия. Близкое сотрудничество имеет уже долгую традицию. Северные Страны тоже недавно составили набросок Приграничной программы. Эта программа будет окончательно рассмотрена в начале следующего года. Осуществление этой программы Северные Страны финансируют из общего бюджета. Многие возможности открываются для сотрудничества в сфере культуры между Россией и Северными Странами.

Финским деятелям культуры Европейский Союз предложил за последний период программ, (1996-1999 годы), очень много возможностей финансовой поддержки проектов. Новый период программ предлагает их еще больше. В Финляндии относительно культуры должностным лицом сектора в Программах структурного фонда являются губернское правление. В добавок, к этому особую возможность предлагают также новые Интеррег 3 программы, с помощью которых финансируют проекты упрощения взаимодействий между разными территориями и проекты решения проблем приграничных территорий. Над программами работают в настоящее время, и в этой работе принимают участие областные союзы и центры предпринимательства и труда Финляндии.

Я с особой целью представил программы деятельности и средства финансирования. Осуществление и применение этих программ предусматривает проекты и проектное сотрудничество. Никто не придет предлагать культуре финансирование, как и другим тоже. А вместо этого всегда приветствуют культурные проекты, которые осуществляют цель программ.

Цель работы Форума - это вдохновлять культурные управления и культурных деятелей Финляндии и Север-Запада России на проектное сотрудничество и осуществление этих общих или совместно утвержденных программ. Об этих программах мы на Форуме услышим более подробнее.

Но, все-таки, более непосредственно наших стран касается в 1992 году подписанный договор о сотрудничестве в сфере исследования, образования, культуры, молодежи и спорта. Этот документ предлагает рамки сотрудничества на государственном уровне, а также поощряет на сотрудничество. Периодически проверяется приведение в исполнение этого договора. Весной в 1999 году финская и русская сторона в Москве отметили результаты нашего сотрудничества. Тогда в памятную записку встречи также внесли констатацию о деятельности Форума и то, что в г. Хельсинки в последнем квартале 2000 года будет проводиться Первый Российско-Финляндский культурный форум.

Совместные договора между Европейским Союзом и Российской Федерацией вдохновляют сотрудничество и стимулируют осуществлять общие ценности. Культурное взаимодействие между нашими странами имеет столетние корни. Наше общение было близким. Особенно тесное культурное соприкосновение между нашими странами было во время автономии великого княжества Финляндии в 1809 – 1917 годах. На конкретном уровне об этом свидетельствует художественная выставка в честь года празднования открытия железнодорожных путей г. Санкт-Петербург – г. Риихимяки музея города Риихимяки, проводимая в настоящее время. Идеи и люди, а также и вещи ездили по железной дороге через границу и обратно.

В начале века великие финские деятели искусств, музыканты, композиторы несколько дней подряд проводили свое время в ресторане Кямппи в г. Хельсинки, даже не замечая, что их товарищи по бутылки успевали съездить в Санкт-Петербург и вернуться обратно. И когда композитор Жан Сибелиус просыпался за столом и спрашивал почему дирижер Роберт Каянус выходит и входит постоянно в зал, до него даже не доходило, что за это время он успел съездить в Санкт-Петербург и дать там концерт. – И теперь, нам радостно видеть, что наше общение расширяется и приносит все больше результатов.

Резолюция

Участникам был заранее выслан для размышления набросок резолюции, который был подготовлен рабочими группами Форума. Он будет позже точнее представлен. Также мы услышим о том, каким образом текст резолюции может быт во время Форума еще дополнен вашими предложениями. Текст резолюции выражает основную цель форума: увеличение весомости значения культуры в международной политике. В ней высказывается то, что культурная деятельность является хорошим средством для достижения основных общественно-политических целей. Но пока эта деятельность слишком часто остается на заднем плане. Мы, работающие в сфере культуры, конечно, понимаем культуру как ценность саму по себе, как проявление человечности и гуманизма в искусстве, так и в образе жизни сельских и городских людей, как в буднях, так и в праздниках. Нам самим, как мы думаем, надо убедить других в том, что активная культурная политика и ее проекты, внедренные в практику, направляют развитие общества в желанном направлении. На этом Форуме нам еще предаставится возможность поговорить о содержании резолюции более точнее.


перевод: Дипломированнный инженер Марина Лачинова

При поддержке okultureno.ru