ПОИСК

2001г. Великий Новгород

Культура является системой отношений человеческого взаимодействия. Опыт учил нас, что чем теснее сеть отношений взаимодействия, тем стабильнее также экономическое и политическое развитие. Чем резче преграды между культурами, тем больше риски конфликтов. Это тоже глобализация.

В международной политике понимание культурных окрайнных условий стало все более важным. Многостолетние кризисы Балканах и Кавказе показывали то, что географическое близость отнюдь не обязательно увеличивает взаимопонимание.

Каждая культура имеет свою систему символов. В ней выкристаллизованы центральные ценности и значения культуры. Мир следил как on-line-событие с ужасом уничтожение в Афганистане культурно-исторических памятников, скальных скульптур Будды. Taлибаны уничтожили символы другой религии на своей территории. Разрушительные удары в Нью-Йорке, где потеряли тысячи человеческих жизней, были также направлены на символы, видные признаки американской и западной культуры.

Эти примеры показывают через отрицание то каким важным фактором культура и символические ценности стали в мире глобализации. Так от политических как и деятелей мировой экономики требуется в большей мере чем раньше чувствительности , умения узнать разницы в образах действия между системами взаимодействия разных культур.

Границы между политикой и культурой вообще исчезают. Таким же образом как разные виды искусств приближаются друг друга, например живопись, фотография, кино и видео, так же все труднее отличать друг от друга политику, экономику, науку и культуру. Соединение культуры с политикой не является некаким новым изобретением. Этим пользовались так и в хороших как и злых намерениях.

Культура являлась всегда существенной частью дипломатии. В Финляндии мы понимаем это очень конкретно. Финляндия представляется в мире в зданиях посольства, проектированных финскими архитекторами. Эти здания посольств также своим интерьером рассказывают о финском дизайне и искусстве. Наше посольство в Москве является первым и отличным примером об этом. Следующий объект строительства министерства иностранных дел – новое генеральное консульство в Санкт-Петербурге. Намечаемый срок завершения сроительства генконсульства к празднованию 300-летнего юбилея города в мае 2003 года.

Становление взаимных культурных сетей происходится все более ускорящими темпами. Часто тот японский турист, который заходит на Невском проспекте в ресторан бытсрой еды и заказывает себе гамбургер, имеет в руке мобильный телейон фирмы ”Нокиа”. Такая единая культура однако не уменьшает значение региональных и местных культур, наоборот. Ценность региональных и местных культур возрастает.

Еыропейский Союз , который стремится к облегчению взаимодействия между странами-членами, поддерживает с другой стороны укрепление культурного многообразия своего региона. В Европе регионов с многими культурами каждый регион имеет свой отпечаток, собственные отличающиеся от другого региона особые черты, свой язык, диалект, историю, гастрономическую культуру.

Одна отрасль в мировой экономике, которая развивается самыми быстрими темпами - это туризм. Уже в течение десятилетий люди их Севера ищут на юге теплоты и солнца, но не только этого. Привлекательными факторами поездок на юг являются также возможности видеть и испытать новые культурные круги. Нынче магистральные потоки туризма специализируются: из массового туризма отделяются русла специализированных культурных и природных туризмов. Таким образом те регионы и местности, которые могут предложить путешественникам чего-то интересного, могут приобрести новое экономическое значение. Культурные объекты, в которых выкристаллизовано много символической ценности, сохраняют свою привлекательность. Новгород является прекрасным примером об этом.

B мире глобализации , где магистральным потоком бессомненно является тендениция унифицирования культуры, видимость и влиятельность имеют, достаточно парадоксально , уникальные явления. Культурное наследие и культура являются в нынешнее время экономическим силовым фактором. Каждое образованное государство стремится развивать свою оригинальную культуру.

В XIX веке во время автономии культурные связи между финнами и русскими являлись оживленными. Русские компании и художники посещали Финляндию и финские художники занимались в Санкт-Петербурге и Москве. В начале века господа Сибелиус, Галлен-Каллела, наш самый известный живописец и Эйно Лейно, можеть быть наш самый известный поэт, сидели уже третьий день подряд в гостинице ”Kämpö в Хельсинки. С ними был также дирижер Роберт Каянус, который незаметно ушел. Через пару дней Каянус вернулся. "Почему этот Каянус не сидит на своем месте, а все время бегает к двери,” буркнул Сибелиус. – Тогда Каянус вернулся из Санкт-Петербурга , куда он между тем съездил для дирижирования концерта. – У господ совместное вечеринка протянулась на одну неделю.

Культурный анекдот дает картину о непосредственных и естественных культурных связях. В XIX веке и в начале XX века в Санкт-Петербург можно было забежать. Сегодня предлагают много видов транспорта между Финляндией и Россией наряду с традиционной поездкой поездом. Планированное скоростное железнодорожное сообщение Хельсикни-Санкт-Петербург –Москва будет увеличивать число пассажиров и в Санкт-Петербург можно будет, надеемся, уже следующим летом путешествовать на сверхскоростных катерах..

Развитие транспортного собщения является естественным последствием от постоянно растущего числа пассажиров, особенно из России в Финляндию. В течении прошлого года Посольство Финляндии в Москве и Генеральное консульство в Санкт-Петербурге, а также консульства в Петрозаводске и Мурманске выдали общей сложностью ок. 350 000 виз. В текущем году эти цифры видимо еще увеличиваются. Посольство Финляндии и Генеральное консульство в Санкт-Петербурге стремятся обслуживать своих клиентов по визам хорошо и по-этому увеличили число персонала и продлили часы работы.

В советское время культурные отношения между нашими странами были формальными, и обо всем сотрудничестве согласовали официально между государствами. Ныне мы вернулись к естественному сотрудничеству. В новом российском обществе налаживание культурных связей стало гораздо более легким так и на официальном как и неофициальном уровне. Официальные власти нужны еще как посредственники. Заключенные в советское время культурные отношения не автоматически передались по наследству в современное время .

Новая, открытая Россия открыла культурный канал совершенно нового рода между проживающими в России финно-угорскими народами и финнами. Финский язык и финская культура преподается усилиями финского лектора в Сыктывкаре, Йошкар-Оле и Саранске. Соответственно возможности языков мари, мордвы, удмурт и коми в Финляндии увеличились. Финский язык ведь традиционно преподается в Санкт-Петербурге, Петрозаводске и Москве. В течении последних лет в Архангельском и ныне также в Новгородском универститах стало возможным заниматься финским языком. Популярность финского языка в российских университетах нас очень радует и одновременно ставит перед нами новые вызовы.

В международной политике становится при глобализации все более важным учет культурных обстоятельств. С другой стороны кажется очевидным, что культура становится все более значительным экономическим силовым фактором.

Мы в Финляндии уже привыкли тому, что российские солисты, оркестры и балетные компании часто выступают в нашей стране. Артисты не посещают Финляндию отнюдь как россияне, а как в международном плане известные звезды, лучшие во своих сферах деятельности. Их концерты в Финляндии организуются в посредничестве международных концертных агентств.

Международный бизнес с искусством показывает нам два интересных момента: во-первых лучшие умельцы и продукты культуры и искусства являются в рыночной экономике успешними и ползующими спросом статьями. Таким образом, культура стала при глобализации одним силовым фактором рыночной экономики. Во-вторых это рассказывает о том, что культурное взаимодействие требует для реализации действующей системы. Когда речь идет о международном самым лучшем искусстве это может быть механизм на базе чистой рыночной экономике.

Развитие информационного общества увеличивает коммерческое значение электронно производимых и передаваемых содержаний. Самыми крупными экспортными статьями в течении последних десятилетий является продукция кинематографии и музыкальной индустрии. Системы дигитальных записей и передачи информации умножают спрос на продукцию содержания.

Продукция содержания , которая продается и покупается , являются в большинстве случаев культурной продукцией. В ней доля творческого труда и умения – большая. Также эта направление развития показывает, какое центральное место в мировой экономике будет принадлежать культуре.

Развитие производства содержания или культурной промышленности открывает обещающую перспективу также российской культуре и культурной промышленности. Также продукция небольших культур пользуется спросом. Хорошим примером служит например мировой успех исландско-гренландской Бьёрк. К нашей радостной неожиданности мы также смогли отмечать огромную популярность финской поп-музыки в других странах Европы. Оригинальный и культурно ”неизношенный” материал пользуется спросом.

Я старался в своем выступлении выдвигать то, как значение культуры в мировой политике и экономике имеет тенденцию расти. Укрепление этой роли сделало возможным общее развитие глобализации и становления сетей. Я уверен, что деятельность культурных форумов между Финляндией и Северо-Западом России содействует деятелям этих регионов ответить на большие вызовы нашего времени и предоставить этим северным культурам возможность влиять на развитие культурного наснаследия своими особыми чертами.

Пожелаю участникам новгородского форума, организаторам форума и партнерам по сотрудничеству благополучные дни в Новгороде, в одном из центров европейской культуре.

При поддержке okultureno.ru