ПОИСК

2004г. Турку

Директор главного подразделения региональной политики Комиссии ЕС Элизабет Хеландер о сотрудничестве в рамках новой Программы добрососедства

Концепция Программы Добрососедства (NP) является частью политики "Большая Европа", целью которой является поддержка сотрудничества при помощи использования фондов программ Tacis и Iпtеггеg в течение переходного периода (2004-2006) и создание условий для продолжения сотрудничества после 2006 года в рамках нового европейского Инструмента Добрососедства. Для реализации Программы Добрососедства существующая программа 8SR INTERREG IIIB будет "расширена" новыми направлениями сотрудничества и дополнена системой реализации.

Введение концепции Программы Добрососедства подразумевает единую процедуру подачи заявки, общий процесс отбора проектов и решения о выделении грантов для партнеров из стран ЕС и для остальных партнеров проекта. Руководство по реализации программы Добрососедства находится в стадии разработки Европейской Комиссией.

Конкурс предложений в рамках Программы Добрососедства ожидается в конце 2004 года.  

Директор Элизабет Хеландер (Elisabeth Helander) руководит главным подразделением региональной политики при Комиссии ЕС и на V Российско-Финляндском культурном форуме в Турку будет представлять новую европейскую Программу добрососедства. Накануне форума пресс-координатор русскоязычной информации Наталья Ершова обратилась к директору Элизабет Хеландер с просьбой ответить на интересующие журналистов вопросы: 

Н.Е.: Вы занимаете высокую должность в Комиссии ЕС. Что входит в Ваши обязанности? Э.Х.: Я руковожу главным подразделением региональной политики Комиссии ЕС и отвечаю за программы сотрудничества европейских регионов (INTERREG), городские программы (URВAN) и инновационные региональные про граммы.

Н.Е.: Как, кстати, обстоит дело с принципом равноправия мужчин и женщин при распределении должностей в ЕС? Уделяется ли этому принципу такое же внимание, как, скажем, в Вашей родной стране, в Финляндии?

Э.Х.: Да, этот принцип в Комиссии ЕС становится все заметнее, хотя, впрочем, продвижение в этом отношении идет медленнее, чем хотелось бы. Уже в течение ряда лет приему женщин к нам на работу и их карьере уделяется особое внимание, и результаты начинают

становиться очевидными. Я с удовлетворением отметила для себя, что будущий

председатель Комиссии при выборе комиссаров и распределении портфелей принял во внимание принцип равноправия, назначив женщин на важнейшие должности.

Н.Е.: Вы согласились принять участие в V Российско-Финляндском культурном форуме. Насколько продвинулись в своем развитии, по Вашему мнению, отношения между ЕС и Россией за последние годы? Россию называют «трудным партнером», как Вы думаете, это, действительно, так?

Э.Х.: Моя информация о развитии связей ЕС и России основывается, главным образом, на собственном опыте работы с программами INTERREG в приграничных регионах Финляндии и России. В этих программах сотрудничество продвигается очень успешно, на протяжении последних лет осуществлено много совместных проектов, число которых постоянно растет. Российские партнеры по сотрудничеству принимали активное участие не только в совместных проектах с финнами, но и в разработке стратегий программ и их управления. Российская сторона бывает представлена на своем региональном и, чаще всего, на федеральном уровне.
Н.Е.: Как расширение Европейского Союза за счет новых стран может повлиять на отношения между ЕС и Россией?

Э.Х.: Расширение ЕС существенно увеличивает «поверхность соприкосновения» Европейского Союза и России, а также количество приграничных регионов. Я бы расценивала этот факт, как значительный рост возможностей для нового сотрудничества. 

Н.Е.: В своем выступлении на культурном форуме Вы будете рассказывать о Программе добрососедства. В прессе были сведения о том, что при подготовке этой прогpаммы возникли затруднения, какие? Как Программа добрососедства и сотрудничества затрагивает Россию? Каковы, в целом, нынешние отношения между ЕС и Россией?

Э.Х.: Комиссия ЕС, Россия и Европейский Союз, а также как старые, так и новые страны ­члены Союза работают в плотном сотрудничестве с тем, чтобы запустить в действие новые программы сотрудничества, предназначенные для всех приграничных регионов ЕС и России. Сейчас я говорю о программах, которые будут осуществляться в 2004-2006 г.

Могу привести в качестве свежего примера деятельности нашего подразделения визит в Петербург на прошлой неделе моего ближайшего заместителя, который провел там переговоры об отдельных деталях подготовки программ и их осуществления с российскими партнерами по сотрудничеству.

Подготовка инструментов финансирования новой Программы Добрососедства и

сотрудничества продвигается сейчас в Европейском Союзе просто стремительно. Ставится задача, чтобы это финансирование вошло в действие уже с начала 2007 года. Комиссия ЕС представит свои детальные предложения в ближайшее время. На основе этих предложений подготовка прогpаммы будет продолжена в Совете министров ЕС.

После переговоров, проведенных в начале лета, пришли к решению, что с помощью новой Прогpаммы добрососедства и инструментов ее финансирования будут финансироваться как российские национальные прогpаммы, так и совместные программы сотрудничества в приграничных регионах.

У Европейского Союза и России со всей естественностью складываются особые и стратегические отношения по сотрудничеству. И это явствует, например, из намерения активно продвигать работу в Четвертом пространстве сотрудничества, которое мы обозначили тоже вместе.  

Н.Е.: Хотелось бы узнать, как Вы оцениваете положение и значение культуры в отношениях ЕС и России? И что, с Вашей точки зрения, следовало бы сделать, чтобы в 4-м пространстве сотрудничества между ЕС и Россией культурный сектор приобрел, действительно, весомое значение?

Э.Х.: Культурное сотрудничество зачастую помогает перебросить мосты между разными странами и находится, что называется, на переднем фронте обширной совместной работы. И культура выделена в особую часть работы в упомянутых выше различных регионах сотрудничества.

Кроме того, следует помнить, что у культурного сотрудничества зачастую кроме непосредственного есть еще и косвенный смысл, с точки зрения хозяйственного развития регионов. Для привлечения туристов главное значение имеет культурное наследие - здания и прочие достопримечательности. Но важны также и культурная программа, которую могут предложить туристские объекты или, возможно, даже организация готовых пакетов турпрограмм, - точно так же, как и улучшение транспортных связей в данном регионе.  
Подготовила: Н.Ершова (Media Comnatel Оу)

При поддержке okultureno.ru