ПОИСК
Доклад заместителя начальника Управления современного искусства А.С. Заволокина

Позвольте выразить признательность устроителям VIII Российско-Финляндского форума за возможность выступить перед профессиональным сообществом двух наших стран и поделиться некоторыми мыслями по волнующих нас всех проблемам.

Роль культуры для человеческой цивилизации невозможно, переоценить. Именно культура формирует социально адаптированную личность, которая, создавая собственные ценности, в свою очередь определяет векторы культурных процессов своего времени.

Молодежь и культура как цивилизационные понятия находятся в неразрывной связи и их проблема их взаимодействия чрезвычайно актуальна во все времена и во всех обществах. Как известно, сохранение культуры осуществляется путем освоения новыми поколениями опыта предшественников и этот механизм называется «преемственность»,

В некоторой мере понятием «преемственность» можно обозначить суть механизмов сохранения и воспроизводства культуры. Как показывает история человечества, эти механизмы с той или иной степенью эффективности срабатывают,

Процесс воспитания, т.е формирования социально адаптированной личности осуществляется в основном двумя социальными институтами – семьей и школой. Государство в силу своей структурной организации, инструментария и методик основные усилия концентрирует именно в этих двух сферах, а также в пространстве, определяемом термином «досуг».

В этой связи главной задачей государства становится обеспечение условий для решения поставленных обществом перед семьей и школой базовых проблем подготовки молодого поколения к полноценной интеграции в гражданское общество. В сфере компетенции государственных институтов управления культурой суть этой задачи определяется доступностью культуры для всех социальных слоев, максимально широким выбором культурного продукта и его высокими художественными и нравственными достоинствами. Именно на этом и базируется идеология, стратегия и тактика деятельности Минкультуры России и подведомственных ему агентств и служб.

Основным инструментом реализации вышеуказанных задач является федеральная целевая программа «Культура России» (разделы «Выявление и поддержка молодых дарований, профессиональное образование», и раздел «Искусство России»). Кроме того, существует ряд ведомственных целевых программ, культурный аспект которых делегирован Минкультуры России и его агентствам. Имеются также другие организационные и финансовые механизмы, относящиеся к специфическим областям культуры. О результатах деятельности Роскультуры в сфере молодежной политики можно ознакомиться на ее сайте.

В своем развитии человечество постоянно встает перед проблемами, способы решения которых отсутствуют в опыте прошлых поколений. В связи со все ускоряющимися темпами технологического развития, этих проблем становится все больше и встают они все острее.

Сегодня одним из самых фундаментальных цивилизационных вызовов безусловно является глобализация информационного пространства. Свидетельством озабоченности общества состоянием и дальнейшими перспективами развития информационных процессов является в том числе и наша сегодняшняя дискуссия.

Появление Интернета привело к фундаментальным изменениям в процессах эволюции культуры. Появилось новое пространство существования культуры – виртуальное. И если на первых порах существования всемирной паутины ее основной задачей полагалось удовлетворение информационного запроса, то за последние годы в этом пространстве зародились и бурно развиваются новые формы культурной деятельности, в том числе и творческой.

Устранение временных и географических препятствий в некоторых сферах функционировании культуры внесло известную сумятицу в устоявшиеся представления культурных сообществ об их творческой и культурегерской деятельности. Сегодня культурный запрос может быть мгновенно удовлетворен в любой точке планеты, но ответ на него носит пока откровенно информационных характер. Попутно заметим, что развитие технологий интерактивного общения постепенно снимет и этот упрек в адрес Интернета. Таким образом, функции просвещения, а в определенной степени и функции обучения, столь важные в деятельности культурных институций, начинают отходить к всемирной информационной сети.

На сегодняшний день именно Интернет, а не газеты, радио или телевидение – самый верный способ привлечь внимание студентов к информационному потоку. Это следует из проводимых различными общественными организациями исследований, в рамках которого были опрошены студенты и учащиеся школ и колледжей. Более трети опрошенных респондентов заявила, что проводит в Сети более десяти часов в неделю, при этом каждый пятый еженедельно проводит в интернете более двадцати часов.

Чрезвычайно притягательной особенностью Интернета являются он-лайн-услуги и молодежь все больше времени проводит в режиме прямого общения. Неожиданным следствием этого повального увлечения стали специфические и зачастую негативные изменения в языке и уровне владения им. Необходимо отметить, что по существующим подсчетам только 0,5% интернет-ресурсов можно отнести напрямую к сфере культурного информирования и просвещения.

Особенностью Интернета является его саморегулирующаяся природа. Всемирное пространство не принадлежит никакому государству и развивается по своим собственным законам. Признавая де факто его полную независимость, общество не может не понимать, что эта независимость может эксплуатироваться отдельными индивидами или сообществами с деструктивной идеологией в своих корыстных или узкополитических целях. За время существования Интернета накоплен немалый опыт регулирования происходящих в нем процессов без нарушения его основополагающего принципа безцензурности, однако стремительность его расширения и безграничные возможности саморегуляции зачастую не позволяют обществу оперативно и в полной мере спрогнозировать и оценить возможные последствия. Можно сказать, что взаимоотношения общества и всемирного пространства всегда будут напоминать ситуацию охотника и зайца.

К сожалению, зачастую предложения к государству взять под контроль влияние, оказываемое на молодое поколение информационным полем, строится на устаревших моделях, не соответствующих реалиям сегодняшнего дня. Остановить технический прогресс невозможно, но можно создать условия, при которых личность молодого человека на этапе ее формирования получит максимально возможное количество позитивной информации, способствующей воспитанию и укреплению в сознании общечеловеческих ценностей, выработке активной гражданской позиции и желанию действовать на благо общества.

Сегодня становится все более очевидным, что государство должно повернуться лицом к новой цивилизационной реальности – Интернету – и осознать, что без внятно артикулируемой стратегии и серьезных финансовых усилий минимизировать деструктивное воздействие виртуального, никем не контролируемого пространства невозможно. Это побуждает нас к поиску юридических механизмов регулирования виртуальной среды в части противоправных действий, не противоречащих общим принципам свободы личности и информации.

Комплексное решение проблемы возможно по разным направлениям. Прежде всего, необходимо постоянно повышать информационную культуру молодежи, развивать ее способность осознанно и эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций и применять передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий. Необходимо обеспечить безопасность детей и молодежи при использовании сети Интернет с помощью технических средств и отслеживания интернет-ресурсов негативного содержания. И, разумеется, самый эффективный способ влияния на потребителя услуг Интернета – предоставление конкурентно способного высококачественного культурного продукта, способного стать альтернативой сомнительным с точки зрения морали, но зачастую чрезвычайно привлекательным для молодежи Интернет-проектам.

Системные изменения в мировой культуре очевидны и все более динамичны. В области внутринациональных и межнациональных связей все отчетливее формируются новые форматы информационного общения и культурной реализации, называемые сетевыми сообществами. За ними - будущее Интернета, поэтому наступает время качественного пересмотра стратегии и тактики культурного строительства. В рамках этих сообществ необходимо развивать различные формы участия ресурсов государства в набирающем силу виртуальном пространстве, столь эффективно воздействующим на все процессы, происходящие в обществе.


Заместитель начальника Управления
современного искусства А.С. Заволокин



ВЕРНУТЬСЯ
При поддержке okultureno.ru